Накануне Дня народного единства в Кузедеевском Доме культуры состоялось мероприятие, познакомившее учеников Воскресной школы с историей и идеей этого праздника.
В первой части юные прихожане просмотрели слайд-фильм, из которого узнали, что праздник, отмечаемый 4 ноября совсем не молодой. День Казанской иконы Божьей Матери в России празднуют 4 ноября уже более 360 лет. Сначала это был только московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции. А с 1649 года он стал всероссийским. Причем не церковным, а именно общенародным праздником. Русские воины взяли штурмом Китай-город, где засели поляки — это был переломный момент, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сам капитулировал. Важная победа, положившая начало концу смутного времени.
Победу эту помогла одержать икона. Список Казанской иконы Божией Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.
Четыре столетия спустя атеистам и маловерам связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной. Но наши предки в этой связи были твердо уверены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божией Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был — день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию.
Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы — 21 июля.
Так что к моменту, когда в России началась смута, Казанская икона Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.
После фильма перед ребятами выступил отец Максим, объясняя, что народные бедствия Церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. «Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево», — говорится в молитве: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева».
В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божией Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы.
То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божией Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может быть основано только на духовном.
В музыкальной части мероприятия выступили воспитанники Школы искусств, ученики педагогов Теленковой Ольги Павловны и Баклакова Евгения Николаевича.
После концерта Крашенинина Светлана Петровна провела викторину, благодаря которой участники одновременно и закрепили сведения, полученные из слайд-фильма, и проверили, насколько поняли и запомнили информацию. Победители викторины получили сладкие призы.
Организаторы мероприятия – и работники школы, и педагоги ДШИ — являются прихожанами Кузедеевского храма. День народного единства объединил для них работу и веру, а церковь стала символом этого объединения.